Статья на тему «Коррупционные правонарушения в сфере закупок»
Сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд подвержена высоким коррупционным рискам.
Преступления данной категории являются одними из наиболее общественно
опасных проявлений коррупции. Именно поэтому в статье 7 Федерального закона
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных
направлений деятельности государственных органов по повышению
эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение
добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Наиболее распространёнными нарушениями при осуществлении закупок
являются:
- выполнение государственного контракта аффилированными лицами
заказчика;
- осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе;
- необоснованное завышение цен на приобретаемые товары (работы и
услуги);
- оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе с применением
критериев, не предусмотренных конкурсной документацией;
- участие в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично
заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых
способны оказывать влияние участники размещения заказа;
Основными способами злоупотреблений при заключении и исполнении
государственных и муниципальных заказов:
- аффилированность работников органов государственной власти и органов
самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть
систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания
благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности
третьих лиц.
- ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской
деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе
путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок.
Значительное количество хищений осуществляется способом, при котором в ходе
подготовки государственного или муниципального контракта в техническое
задание вносятся так называемые защитные позиции, то есть такие технические
требования к продукции, товарам, работам или услугам, которые в состоянии
выполнить лишь один «нужный» поставщик. Подобные условия согласовываются
«откатополучателем» с «откатодателем» заранее и формулируются еще до
объявления конкурсной документации.
К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на
стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной
цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым
победителем.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена
- ст. 200.4 УК РФ предусматривается ответственность за злоупотребления в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд;
- ст. 205.5 УК РФ за подкуп работника контрактной службы, лица,
осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или
оказанных услуг предусмотрена ответственность;
- ст. 304 УК РФ предусмотрена уголовного ответственность за провокацию
взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться
по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Прокурор района В.А. Черников
Возврат к списку